artikkel

Новый руководитель KÜSK: должно быть интересно, а не просто

laine
11 Фев 2021
Фото:

В бурный год коронавируса заметные изменения произошли и в третьем секторе. Целевой капитал гражданского общества не только переехал из Таллинна в Вильянди, но и нашел нового руководителя. О деятельности KÜSK АННЕЛИ РООСАЛУ расспрашивал Андрей Лийметс.

Мы общаемся в символический момент, когда вы занимаете пост руководителя Целевого капитала гражданского общества на протяжении полугода. Как прошло это время?

Все шесть месяцев были успешными в плане адаптации к изменениям. Прежде всего, что касается работы KÜSK, чтобы получить представление о том, каковы основные документы, как работает команда, кто есть кто, кого еще нужно взять. И в то же время адаптация к тому, что сначала в мае, когда я приступила, мы работали из дома, потом приспособились в Таллинне, затем переезд в Вильянди и, наконец, период привыкания там с остальными коллегами.

Шесть месяцев кажутся долгим сроком, когда многие вещи могли бы уже устаканиться, но было столько всего! Теперь, в последний месяц, кажется, что ритм наконец-то пришел в норму. Могу сказать, что мне приятно оказаться в том месте, где я хотела оказаться. Нет такого момента, мол, куда я попала. Скучно не стало. На работе для меня очень важно, чтобы было интересно, но не должно быть легко.

Есил я скажу «гражданское общество», то какая ассоциация приходит на ум в первую очередь?

Гражданское общество — это то, что объединяет всех людей в Эстонии, и это означает государственный сектор, бизнес, общественные объединения, а также тех, кто не хочет относиться к какому-либо сектору. Я думаю, что следует повышать осведомленность о том, что не только НКО должны относиться к гражданскому обществу, а гражданское общество — это все мы, действующие здесь, в Эстонии. В том числе и те, кто не граждане.

Что по-твоему до сих пор хорошо делалось в KÜSK, а что можно сделать еще лучше?

Мне очень нравится, что мы не зацикливались на каких-то конкретных шаблонах. Что касается, например, создания уездных центров развития или предоставления услуг финансовой поддержки, было проведено большое количество проверок того, работает ли это, есть ли от этого эффект.

Сейчас мы работаем над стратегией KÜSK на 2021–2024 годы. Читая текущую стратегию, изначально возник вопрос, хотим ли мы что-то очень сильно изменить — есть ли что-то важное, что мы хотели бы убрать или что мы хотели бы добавить. Для меня очень важен процесс разработки стратегии, который длился все лето: семинары и встречи с участием очень и очень широкого круга людей, которые добровольно внесли свой вклад. Меня обрадовало количество людей, которые активно думали на эти темы вместе с KÜSK.

Минус в том, что не хватает бюджета. Если мы будем составлять бюджет на новый год, то, к сожалению, существенных изменений в сумме не будет. Наши консультанты НКО делают очень хорошую работу и обслуживают действующие в уездах НКО. Мы получаем очень хорошие проекты от сильных команд, но, к сожалению, мы можем поддержать очень небольшой процент из-за нашего ограниченного бюджета.

Возникает вопрос, может нужно ли прекращать какую-то деятельность. Но ведь все необходимо, например, инкубатор NULA заработал замечательно. Этим летом у меня была возможность посмотреть на инициативы в инкубаторе, и люди были полны энергии. Само по себе хорошо, что нет таких мест, про которые мне хотелось бы сказать, что да, мы можем сейчас передвинуть этот бюджет на что-то еще. Но пока отсутствие дополнительных ресурсов вызывает очень и очень большую озабоченность.

Мы продолжим работать на уровне государства и министерства. Возможно, что гражданское общество слишком раздроблено между министерствами. Возможно, следует пересмотреть тех, кто отвечает за программу гражданского общества, потому что она разделена между министерством финансов и министерством внутренних дел. Также следует пересмотреть роль местных органов власти, над исследованием о финансировании со стороны которых мы сейчас работаем.

Во многих муниципалитетах финансирование НКО не заметно. Гранты доступны, они значатся в бюджете, но то, как НКО узнает о них или как они оцениваются, очень и очень разнится. Следует значительно лучше продумать процессы публикации информации, оценки и прозрачности. Финансирование, безусловно, является тем вопросом, который необходимо решать на постоянной основе, в том числе с учетом потенциала внешних средств.

Полный текст интервью на эстонском доступен здесь.