На этот раз номер нашего журнала Hea Kodanik посвящен молодежи. Мы приводим резюме нескольких материалов на русском языке, полный номер доступен внизу страницы.
Дайте только шанс!
Стр. 8-13
Если с молодежью за последние 25 лет произошли заметные изменения, значит ли это, что попавшие под влияние молодежной работы и всевозможных программ молодые люди, когда вырастают, становятся иными взрослыми, нежели их родители? Мари Ёо Сарв расспросила вчерашних активистов и попыталась разобраться.
Недавно пресса пестрила статьями о молодежи, которая обижается, если ее не принимают на работу, не обслуживают без очереди, а небо над их головами затягивается тучами. Также было много материалов о невидимом поколении – о десятках тысячах молодых эстоноземельцев, которые не учатся, не работают, живут с родителями и мечтают о светлом будущем, при этом палец о палец не ударяя.
К счастью, не все так плохо – в открытые молодежные центры, организации учеников и студентов, а также в молодежные объединения постоянно приходят новые молодые люди. Молодежь меньше интересуется исключительно материальными благами и больше думает о глобальных проблемах. Что же происходит с юными активистами в дальнейшем?
Руководитель инициативы «Назад в школу» и один из инициаторов программы «Молодежь в школу» Тейби Торм говорит, что всю жизнь проработала в гражданском секторе, хотя если бы она в молодости столкнулась с другими примерами, то нашла бы иное применение своей мотивации.
Старейшина волости Вяатса Лаури Ляэнеметс считает, что для мотивации молодежи важны не только хорошие примеры и жажда к вниманию со стороны окружающих, пригодится и определенное недовольство: если у человека все хорошо, то он не станет активистом. «Должны возникать возможности и ситуации, где молодежи хочется проявить себя, и это нужно поддерживать», – говорит Ляэнеметс.
Многие из наших собеседников признают, что их путь в третий сектор сильно отличается от тех, кто приходит в организации и инициативы сегодня — после восстановления независимости Эстонии в 1991 г. не существовало систем поддержки молодежи и не было такого большого количества разнообразных возможностей проявить себя.
В конце концов, люди не были принципиально другими: все хотят что-нибудь сделать, вне зависимости от эпохи – дайте только шанс!
Дискуссия: может ли молодежь высказываться по любым темам или же только по касающимся их вопросов?
Стр. 38
Сийм Кийслер: суть предложения важнее возраста человека
Депутат Рийгикогу, вице-председатель IRL, бывший министр по делам регионов
Когда обсуждается запрет/разрешение выращивать пушных животных, у меня перед глазами встают протестующие молодые люди. Не знаю, почему так происходит, наверное, это просто стереотип. При этом, это определенно одна из тем, по которой молодежь стала активно высказываться, пусть даже напрямую вопросы животных молодежи не касаются. Из этого нельзя сделать вывод, что все 16-летние придерживаются одного и того же мнения по этой теме, однако это очень показательно: молодежь интересует то, что происходит вокруг – зачастую, даже больше, чем тех, кто постарше.
Да, едва ли 16-летнего очень сильно волнует, сможет ли город или волость обеспечить всем места в детском саду, или же интересует вопросы рассмотрения новой детальной планировки. Хотя тот же вопрос можно задать и наоборот: мы же не думаем, что пенсионеры не могут высказываться по вопросам городского планирования, даже если новые рампы и футбольные площадки оставляют их равнодушными.
Мне кажется, что ключевой является проблема авторитета: многие люди в возрасте просто не привыкли серьезно воспринимать мнение «мальчишек». Авторитет обычно появляется с возрастом, что и логично – сложно успеть к 16 годам столько же, сколько люди в среднем успевают к 66 (если вы, конечно, не Келли Сильдару).
Но давайте помнить, что для хорошего управления важнее всего содержание предложения. Содержательные предложения обычно исходят от тех, кто углубился в вопрос и хорошо продумал плюсы и минусы. А хорошо продумывают обычно те, чья повседневная работа заключается как раз в напряжении извилин: а кто каждый день приобретает новые знания, продумывает и по новой представляет полученную информацию, как не учащиеся – будь то в школах, или же в течение всей жизни?
Прибавим к этому наше качественное школьное образование: раз эстонская молодежь достигает хороших результатов в международных тестах, значит, что с умом и способностью к анализу у них все в порядке. Одним словом, нам всем есть смысл прислушаться к молодежи – если они о чем-то говорят, то знают, и не важно, идет речь о доступности кружков по интересам или финансировании дневного центра для пенсионеров.
Стр. 39
Индрек Рийгор: молодежи все равно
Учитель истории, обществоведения и философии Таллиннской ныммеской гимназии, руководитель Таллиннского общества учителей-историков
Не знаю, так ли это, но мне кажется, что существует две параллельных вселенных: в одной живет молодежь, которая решает общественные проблемы и меняет мир к лучшему, а в другой живут все остальные молодые люди. Пропорционально последних больше, из-за чего «голос» молодежи, может, и звучит, но широкой поддержки у него нет.
При этом, вовлечению молодежи в общественную жизнь способствуют обязательные для всех школ ученические самоуправления, всевозможные внеклассные мероприятия и деятельность гражданских организаций: не хватало только избирательного права!
Проработав много лет в гимназических классах, я вижу, что интерес у молодежи к происходящему в обществе, мягко говоря, скромный. Если принять класс за усеченную модель общества, то видим, что там можно встретить одного-двух молодых людей, в отношении которых можем быть уверены, что они с умом воспользуются данными им правами. Остальные предпочитают быть «нейтральными», поскольку не могут определиться: они за или против. Большинство не может ничего сказать, потому что не обладает достаточными знаниями. Поэтому задача учителя – пробудить у учеников интерес к происходящему в обществе. Большинство учителей с этим справляется. Однако мне кажется, что интерес-то мы пробуждаем, но хватает его ненадолго.
Отсутствие интереса не всегда продиктовано развлечениями, которые валятся на головы молодежи из всех щелей. Свое влияние оказывают семья, друзья, школа, медиа и др. Молодежь учится на примерах, поэтому важно, чтобы старшее поколение иногда смотрелось в зеркало и задавалось бы вопросом: а какой пример мы подаем? Ведь отсутствие интереса – проблема не только среди молодежи.
В одном можно быть уверенным – мнение молодежи важно и мы хотим с ним считаться. Прежде чем серьезно обсуждать, по каким именно вопросам молодежь должна высказываться, надо привить им интерес к происходящему в обществе. Этот вопрос должны решать не только школа и старшее поколение, но и сама молодежь посредством участия в молодежных объединениях. Молодежи надо задуматься, кого вы на самом деле представляете и кого еще могли бы представлять?
Читайте номер целиком: