Часто врачам в больницах приходится помогать женщинам и мужчинам в годах, у которых обострились хронические заболевания или у которых дома возникло, например, обезвоживание.
«Откармливаем их, проводим активное лечение – это самое дорогое лечение, которое же доступно всем, — говорит Кай Сакс. – Тогда они отправляются домой, и вскорости вновь оказываются в больнице. Это нерачительно по отношению к людям и большая нагрузка на здравоохранение. Нам крайне необходима целостная система ухода за пожилыми людьми, чтобы они лучше могли справляться дома и не попадали на дорогое активное лечение. За деньги, которые тратятся за пять дней дорогого активного лечения в больнице, можно было бы оказать посильную помощь нескольким пожилым на дому».
Годами отвергаемая тема
Ради людей, которые из-за ухудшившегося здоровья в большей или меньшей степени утратили свою самостоятельность, во многих развитых странах наряду с медицинской страховкой введена страховка по опеке. В некоторых странах за ее счет покрываются расходы по уходу, в некоторых странах размер компенсации зависит от финансового положения нуждающегося в помощи.
В Эстонии эта обязанность через законы возложена на самого человека и его семью: родителей, бабушек и дедушек и детей. «Для семьи это очень большая нагрузка как душевно и физически, так и финансово, — признала Кай Сакс. – В большинстве семей очень заботятся о своих, но они нуждаются в поддержке, иначе просто перегорят».
Но поддержка не появляется, хотя EGGA сделал предложение о создании страховки по опеке еще в 2000 году. До сих пор политики отвечали членам EGGA, что мы еще не дошли до этого, или разводят руками – денег нет.
Теперь EGGA в порядке народной инициативы на странице Ассамблеи сотрудничества Эстонии собирает подписи, чтобы Рийгикогу смог начать обсуждение вопроса страховки по опеке.
«Идея очень хорошая, — считает руководитель Тартуского дома призрения Астрид Кютт. – Мой единственный ребенок не сможет платить дому призрения такие деньги, которых не хватит при моей пенсии. Но я не знаю, пройдет ли тема страховки по уходу, для этого нужно очень много денег».
Много денег нужно и для проживания в доме призрения и не секрет, что не многим это по карману. В зависимости от набора услуг в Тартуском доме призрения месяц стоит 795-860 евро, при этом, средняя пенсия 107 жителей дома составляет 320 евро. На свою пенсию и деньги, которые доплачивают родные, тут живут 50 женщин-мужчин, за остальных доплачивают самоуправления. «За всю историю у нас был только один должник, его 1200-евровый долг возник несколько лет назад», сказала Астрид Кютт.
Правильная помощь в правильное время
Страховка по опеке, которую EGGA хочет ввести в Эстонии, не означает напрямую откладывания денег на дни в доме призрения. «Дом призрения должен быть последней возможностью, когда ясно, что по-другому нельзя», — объяснила Кай Сакс.
Прежде всего, различные услуги нужны для живущих дома людей, которым нужна помощь в опеке, например, помощники в центре дневного ухода, в работах по дому и повседневных делах, тех, кто предоставит свободные дни и отпуск родным, а также домашних медсестер.
Цель страховки по опеке – создание системы финансирования из одного источника, при помощи которой человек мог бы как можно дольше жить у себя дома в нормальных условиях. «Он должен получать дома правильную услугу в правильное время, так улучшится ситуация и для его самого, и для его семьи, — сказала Кай Сакс. – В глобальной перспективе увеличится и трудозанятость, поскольку сейчас многие пятидесятилетние люди, прежде всего, дочери, вынуждены оставаться дома, чтобы заботиться о своих больных матерях или отцах».
Но готовы ли мы платить за это, сомневается Анне-Айме Соесон: «Если наша средняя пенсия сегодня примерно 340 евро, то налог на страховку по опеке должен быть весьма большим».
Для финансирования страховки по опеке страны используют разные возможности, например, обязательную страховку по опеке, которая поступает как часть налога на социальное страхование. Есть и добровольная, финансируемая и из государственного бюджета или средств самоуправления, страховка по опеке.
Кто и сколько будет платить по нашей страховке по опеке, пока не основной вопрос, прежде всего, нужно подвести политиков к тому, чтобы они в итоге занялись созданием подходящей для Эстонии страховки по опеке.
Все больше пожилых
Это необходимо, поскольку продолжительность жизни людей в Эстонии растет, но количество лет, прожитых здоровыми, не увеличивается, а даже уменьшается, отметила Кай Сакс: «Поэтому нам следует ждать особенно большого давления на людей среднего возраста, которые заботятся о своих родителях».
И проведенное в июне этого года исследование Мирового банка о снижении нагрузки по уходу за своими в Эстонии обращает большое внимание на эту сторону жизни. Согласно исследованию, Эстония сейчас тратит на опеку всего 0,5 процента от ВВП, что на практике означает очень плохое положение в опеке.
Поскольку количество пожилых растет, для сохранения такого же плохого положения до 2030 года нам нужно тратить на опеку 0,6-0,8 процента от ВВП. Если начать двигаться к идеалу, то нужно 2-2,5 процента, а в идеале – 3,5-4 процента от ВВП.
Сама Кай Сакс согласна платить страховку по опеке: «Это, в отличие от пенсии, дало бы мне в конце жизни гарантию, что я смогу справиться в любой ситуации. Я была бы очень счастлива, если бы у меня были эти деньги, которые я заплатила».
EGGA советует, чтобы Рийгикогу, для скорейшего улучшения ситуации с перегрузкой тех, кто заботится о своих, взяло бразды правления при внедрении страховки по опеке в свои руки. Для того чтобы тема попала в Рийгикогу, нужно как минимум тысячи подписей в поддержку инициативы. По состоянию на вчера свои подписи поставили 307 человек.
Поставить свою подпись можно здесь.
Оригинал публикации: rus.postimees.ee