artikkel

Кристийна Трейал: «Школа без травли» — научно обоснованный подход к решению проблемы буллинга

laine
20 Фев 2024
Фото:

Изучая психологию в университете, я стала школьным психологом. Большую озабоченность в школах вызывают дети, чье поведение создает проблемы для них самих и, возможно, для окружающих, в том числе дети с поведенческими проблемами, агрессивные дети и дети, подвергающиеся травле. Именно с этими историями я столкнулась в самом начале своей работы в качестве школьного психолога. Буллинг среди детей стал моей основной областью специализации — с одной стороны, из практической необходимости решать эти проблемы, а с другой — из исследовательского интереса к социальному развитию и формированию поведения. Я также работала в Тартуском университете, где имела возможность проводить исследования и курировать работы студентов.

В 2012 году я была в отпуске по уходу за ребенком, когда со мной связались социальные предприниматели Кристи Лийва и Расмус Раск. Они следили за жизнью эстонского общества, работая как в самой Эстонии, так и за ее пределами, чтобы выявить болевые точки для улучшения жизни эстонцев. И они пришли к теме травли в школах. В то время цифры международных опросов вызывали серьезную тревогу. Зная, что наука говорит о том, насколько серьезные последствия травля имеет для людей, не только для жертв, но и для обидчиков и сторонних наблюдателей, как дорого обходится обществу эта проблема в долгосрочной перспективе, когда люди уже во взрослом возрасте справляются с последствиями, они почувствовали, что этот вопрос требует очень четкого решения. Меня рекомендовали как эксперта по проблеме буллинга в школах.

Ознакомившись с результатами пилотного исследования финской программы профилактики буллинга KiVa, я была впечатлена. Я сказала тогда: «Давайте попробуем, это выглядит многообещающе». Я еще не знала, что через 10 лет KiVa станет одной из самых эффективных программ в мире и распространится более чем в 20 странах. Через пару месяцев Кристи и Расмус снова позвонили мне, чтобы сообщить, что с правообладателем программы, Университетом Турку, достигнута договоренность и мы готовы действовать, а в конце того же года мы основали фонд «Школа без травли» (SA Kiusamisvaba kool). Дальше все пошло как по маслу, и, оглядываясь на то, что было сделано, я не уверена, что осмелилась бы сделать это снова.

Мы быстро сформировали инициативную группу волонтеров, которые руководили запуском «KiVa» и созданием фонда. Вначале все было на добровольных началах, я работала волонтером около четырех лет, и когда в какой-то момент я начала получать небольшую зарплату, это было очень странное чувство.

Организация начала развиваться огромными темпами, и за 10 лет мы превратились в большой фонд с более чем 10 сотрудниками, сетью тренеров и очень мощной сетью партнеров, с которыми мы порой добиваемся таких результатов, о которых и подумать не могли.

Одной из главных ценностей нашего фонда с самого начала были исследования и доказательная база. С самого начала мы собирали данные в наших школах-партнерах и отзывы учеников о том, как у них идут дела. И мы видим, что количество детей, подвергшихся травле, в школах, где действует программа «KiVa», значительно ниже, чем в школах, только начавших ее реализацию.

Но мы все еще видим, что для того, чтобы добиться серьезных изменений в обществе, потребуется не только школьная программа «KiVa». Всегда найдутся школы, которые по каким-то причинам не готовы присоединиться к программе. Именно поэтому с самого начала мы занимались повышением осведомленности общественности и привлекали внимание лиц, принимающих решения, к серьезности проблемы буллинга. Мы также пытались поделиться тем, что известно в мире о научных методах борьбы с издевательствами, например, о том, что разовых лекций недостаточно, что необходимо выстроить систему, начиная с более эффективной поддержки развития социально-эмоциональных навыков детей и заканчивая улучшением навыков выявления и реагирования на травлю. Мы знаем, что дети и учителя не одобряют буллинг, или что необходимое отношение неодобрения есть, но не хватает навыков заметить, понять и остановиться, позвать на помощь. Взрослые тоже не всегда знают, как реагировать. Так что в области повышения осведомленности и навыков предстоит еще многое сделать.