9-10 ноября состоялся шестой форум, инициированный комиссией экономических и социальных дел Европейского парламента, центральной темой которого были процессы интеграции и миграции в странах Европейского союза. Основной задачей форума было привлечь к обсуждению Европейского парламента лидеров иммигрантов членов ЕС.
На данный момент Европейский союз понял, что в его пределах происходит наиболее интенсивная миграция в мире, и пришло время, когда процесс интеграции должен выйти на новый уровень. В контексте ЕС говорится о двух основных типах иммигрантов – иммигранты в нескольких поколениях и новые иммигранты.
Хотя с точки зрения Европейской комиссии по экономическим и социальным делам самая актуальная и необходимая интеграция связана с новыми иммигрантами, представители третьего сектора стран ЕС все же считают, что и иммигранты в нескольких поколениях недостаточно интегрированы и также нуждаются в поддержке.
Основной вопрос заключается в радикальном изменении интеграции и инновативном подходе. 21 век по сравнению с предыдущими столетиями является мобильнее и движется в сторону глобализации – для того, чтобы идти в ногу со временем, необходим и новый подход к процессам миграции и иммиграции. Особенно в экономически сложный период, когда иммигранты по разным причинам больше всего страдают от социальной неустроенности, отмечает профессор Института Европейского Университета Philippe Fargues.
В контексте Эстонии интеграция означает прежде всего адаптацию общин национальных меньшинств в эстонском культурном пространстве. Миграцию и глобализацию в Эстонии не считают массовой, и на государственном уровне система работает. «Таким образом, самое большое внимание направлено на интеграцию живущих в Эстонии национальных меньшинств», — поясняет советник Министерства культуры Сильвер Праман.
Концепция интеграции составлены с 2004 года, но сейчас время начать действовать и с философского уровня переходить к реальной жизни. Первым шагом можно считать программы интеграции для безработных, которые в Эстонии подготовлены как в виде рабочих упражнений, социальных рабочих мест, так и практических обучений. Несмотря на интенсивные программы маловероятно, что Эстония привлекает в страну новых иммигрантов, говоря им: «Добро пожаловать в Эстонию!». «Ослабляя стагнацию государственных систем и бюррократию, время выйти на новый уровень и посмотреть на проблему с другой точки зрения», — считает член ЕС Claude Moraes.
Основной вопрос звучит так: «Кто отвечает за интеграцию: ЕС, правительства стран ЕС или сами иммигранты?» В связи с тяжелым экономическим положением в развитие интеграции и миграции по сравнению с прошлыми годами вкладывается намного меньше средств, и эффективность принимаемых мер становится сомнительной.
Переходя от общих тем к конкретным шагам видно, что одной из новаторских мер является привлечение частного сектора. Для ЕС в непростой экономический период самым сильым и поддерживающим аспектом было развитие именно коммерческого сектора – успех каждого государства опирается прежде всего на успешность частного сектора. В последние четыре года наиболее действенными шагами в развитии была поддержка малых и средних предприятий, а также start-up’ов посредством целевого учреждения развития предпринимательства (Ettevõtluse Arendamise Sihtasutus).
Начавшийся в конце 2008 года экономический спад побудил многих людей заниматься предпринимательством из-за потери рабочего места или снижения заработной платы. Мышление в ином русле и борьба со связанным с началом предпринимательской деятельности страхами помогла многим людям найти под ногами почву. Финансируемый Эстонской финансовой инспекцией проект Minuraha.ee, иинициированные фондом Целевой капитал гражданского общества и Целевым учреждением развития предпринимательства лидерские программы помогли начать свое дело знаниями, вдохновением и мотивацией.
Но в каждом ли из нас скрывается предприниматель, и способны ли эстонские иммигранты заниматься предпринимательством, остается сомнительным. Занимаясь развитием предпринимательства на государственном уровне, в стороне оставлены исторические, культурные и социальные аспекты.
Исторически проживающие в Эстонии иммигранты приехали сюда в советское время и многие из них живут здесь уже второе поколение. В течение двадцати лет процесс эстонизации оказывал разное влияние. Выросшие в советское время люди акцептируют унаследованную ими культуру, которая в контексте Эстонии считается культурой меньшинства; многие выросшие в независимой Эстонии молодые люди переняли как культуру своих родителей, так и эстонскую культуру. Также молодежи легче изменить свои привычки благодаря вариативности жизненного опыта.
Важную роль играет знание эстонского языка. Среди живущих в Эстонии национальных меньшинств распространено понимание, что знание эстонского языка на высшем уровне является одним из ключевых моментов, чтобы справиться с ситуацией. В то же время коммуникация языковой политики в последние двадцать лет была противоречивой: с одной стороны, государство создало все возможности для изучения языка, или равные возможности для всех. В то же время закон о языке и языковая инспекция взяли на себя право решать, справляются ли люди. Эстонский язык превратился в билет, который дает возможость ехать куда хочешь, но в то же время не гарантирует, что ты успеешь туда, куда хочешь.
Послание Европейского парламента странам ЕС заключается в том, чтобы изменить образ мыслей и направить коммуникацию на устранение стереотипов об интеграционных процессах. Популяризация предпринимательства среди национальных меньшинств должна помочь иммигрантам найти себя и свое место в обществе. При этом результативное предпринимательство поддерживает государство экономически и разделяет государственную ответственность за интеграцию.
Maргарита Соколова
Руководитель отдела обучений и коммуникации
Heateo Sihtasutus