Полная версия статьи на эстонском языке здесь.
В основном, социальные предприятия запускают те, кто сами сталкивались с какой-либо проблемой.
Фургон с надписью „Lavka tagurpidi” («Лавка наоборот») доставляет отечественную растительную пищу на улицу Теллискиви. Считающее себя социальным предприятием MTÜ Tagurpidi Lavka покупает у хуторян их продукцию и продает горожанам, выступая в роли посредника. Три года назад основатели этой организации решили, что нет смысла покупать заморские свежие продукты в супермаркетах, раз и местные продавцы выращивают ее с лихвой. Более далекая цель Tagurpidi Lavka – способствовать жизни в деревне.
Как и «Лавка наоборот», MTÜ Abikäsi (НКО «Рука помощи») ведет свое хозяйство самостоятельно. Цель организации в том, чтобы улучшить трудовую занятость людей с особыми потребностями. Людям создают условия для труда и ищется посильная работа. Abikäsi предлагает услуги в телемаркетинге, вводе данных, ИТ-сфере и простейшую работу руками. Весь полученный доход направляется назад в деятельность организации.
Уже шестой год подряд целевое учреждение Terve Eesti Sihtasutus за деньги проводит обучение для фирм и профилактические программы. Если в начале работы в фокусе работы была просветительская работа на тему ВИЧ и профилактических программах для сотрудников, то теперь к этому добавилась и программа на тему алкоголя. Исполнительный директор Кейт Фомочкин может с гордостью сказать, что за шесть лет работы количество ВИЧ-позитивных сократилось на 53% (в 2006 г.было зарегистрировано 668 новых случаев заражения, в 2012 – 315). «Вера в наш успех сейчас больше, чем когда-либо раньше!», — говорит он.
Он утверждает, что социальное предпринимательство – это такой же вид предпринимательства, как и любой другой, ведь доход не приходит без усилий. В прошлом году Terve Eesti Sihtasutus на 80% покрыл расходы на 1,5 сотрудника на зарплате и восемь лекторов, занятых на проектной основе, из своего бюджета.
Деятельность, несущая перемену
Цель социального предпринимательства – решить или смягчить своей деятельностью какую-либо общественную проблему или инициировать положительное изменение в обществе.
Если жизнеспособность гражданского объединения в большой степени определяют проектные деньги, пожертвования или дотации государства, то социальное предприятие само себя обеспечивает.
Социальное предпринимательство – это промежуточная форма между гражданской организацией и предпринимательством. От каждой категории взяты лучшие свойства: от гражданских организаций получены направленность на общество, а от предпринимательства самостоятельность, самоокупаемость. Пособия и проектные деньги также не исключены.
С апреля прошлого года в Эстонии действует Сеть социального предпринимательства, которая объединяет 21 такую фирму. Цель сети – отстаивать общие интересы и вести разъяснительную работу.
Юридических отличий нет
Сегодня в Эстонии социальное предпринимательство юридически не отличается от других видов предпринимательства – нет никаких налоговых льгот или смягченных условий труда. По словам Рийну Лепа, социальное предприятие регистрируется в 95% случаев как некоммерческая организация (НКО) или целевое учреждение.
По оценке Лепа, важно подобрать верную модель. Нуждающихся в помощи людей и области совсем не трудно найти, но сможет ли клиент оплачивать услугу? Например, одна социальная фирма, желающая помочь наркозависимым, так и не была создана по той причине, что семьи наркозависимых людей не могли бы быть платежеспособным клиентом.
«Поиск клиента требует творческого мышления», — говорит Лепа. — «Важно то, чтобы проблема была адекватно оценена.»