Неделю назад я призывал активных граждан не выставлять свою кандидатуру на выборах, а и в дальнейшем участвовать в политике в качестве независимого хотя бы от партий защитника интересов. Реакция была болезненной. Мне жаль, но я не прошу прощения. Лишь кратко отвечу на некоторые наиболее назойливые трактовки и наиболее опасные установки.
Быстро отозвались некоторые из тех, кто пытается «подлечить» избирательные союзы и новую партию, местные активисты почувствовали себя преданными, испугались даже мои коллеги и только один из Кивиряхков немного согласился. Из отзывов я узнал, что моей целью было оставить власть в Таллинне Сависаару, в государстве Ансипу, демократию уничтожить, всех кандидатов опорочить, подавлять и угрожать, восстать против своих и в довершение сохранить собственное рабочее место.
Довольно обычная палитра, особенно в жаркий летний день. Партийные же не произнесли практически ничего, но работа была выполнена за них.
Член организации «Свободный гражданин-патриот» («Vaba Isamaaline Kodanik»- VIK) Андрес Херкель давно не слышал ничего более нелепого и заподозрил, что мой совет приведет нас к системе, где целью финансирования гражданских организаций или, по крайней мере, средством будет усмирение критики. Он также не разделяет мой идеал гражданского общества, утверждая в известном партийном поучении/наставлении, что единственная реальная возможность повлиять на общество открывается только лишь через выборы.
Немного неожиданно, зная его в качестве эксперта и «экспортера» демократии, но из написанного черным по белому я вычитал желание увековечить в Эстонии представительскую демократию, где в период между выборами у граждан нет ни одной реальной или легитимной возможности влиять на решения. Более осторожно исследовал вопрос Тармо Трейман, являющийся кандидатом в списке организации «Свободный гражданин-патриот», находится ли (представительская) демократия в тупике. Конечно, находится, Тармо! Потому твое НКО «Голос гражданина» и существует.
Оба эти человека спросили, откуда должна появиться эта новая политическая элита, если не из числа активных граждан. Но активные и толковые граждане ведь есть и в бизнесе, среди чиновников, в науке, в культуре. Наверное, только спорт пока не дал никого значимого. Я говорил только с нынешними активными деятелями, действующими на ниве гражданских организаций, работают ли они каждый день с полной занятостью или занимаются этой деятельностью параллельно с основной работой, и призывал, прежде всего, избегать ролевых конфликтов. У нас всех неизбежно все больше разных профессий и интересов, и только так и может быть, но в представительских собраниях представления должны быть ясными/четкими и все тут.
Хочу ли я больше профессиональных политиков? Едва ли. Это понятие (которое плохо вовлекает, но хорошо подходит в качестве элемента для комбинирования) уже давно приобрело негативный оттенок. Таких же, называемых «мокрыми барсуками», можно найти в любом секторе и в любой сфере. Скорее я бы хотел видеть профессиональность в политике в смысле успешного вовлечения, чтобы между секторами происходило движение и конкуренция во имя хороших людей, а не власти и денег. Я бы хотел такого соотношения, чтобы были те, кто хорошо вовлекает, привлекает к участию, и хорошие вовлекаемые в общественные процессы.
Полагаю, что я преимущественно понимаю побудительные причины комментаторов: кто бы не хотел свергнуть Сависаара или больше честности повсюду, но такого человека, партии или избирательного союза я за два месяца до выборов не вижу и боюсь, что часть кандидатов настигнет разочарование как на выборах, так и после них в связи с ослабеванием собственных позиций. Вероятно прежние патриоты искренне хотят воплотить в жизнь свои идеалы, а не вернуться только ради власти, но если Херкель желает, чтобы Таллинское горсобрание состояло вместо партийцев третьего эшелона из знакомых общественности лиц, то он находится для этого не совсем в правильном месте.
VIK включает в себя одновременно и неизвестные лица, так и старых «бакланов». Звали они и меня присоединяться для спасения родины, но во мне нет ни капли от национального консерватора, страха исчезновения и, честно говоря, понимания того, что новых и старых членов VIK вообще объединяет. По слухам, у них самих тоже нет. Тем не менее, я надеюсь, что в горсобраниях им все же удастся что-нибудь проветрить.
Андрес Аммас из VIK, опубликовавший свое мнение, совпадающее местами слово в слово с мыслями Треймана, мощно отразил позицию Херкеля о том, что такое настоящая демократия. Я снова развел руками: как точно умещаются в одном избирательном союзе и новой партии новые лица, изо всех сил продвигавшие до сих пор в НКО партиципационную демократию, и те, кто там же талдычит о единственно возможной представительской демократии. Может, эти активисты действительно уже до выборов сошли с ума?
Аммас добавил дров под свих коллег: «Что, пусть сидение в каких-то сетях, подвалах, под аркой певческого поля , на фестивалях и т. д. будет потолком для активного гражданина?» Мой ответ был и есть «Да!», если выше потолка находится сплошное «кандидирование». Презираемые Аммасом сети и обсуждения и есть места для активного гражданина, некоторыми из которых могут и должны быть горуправа или парламент. Но считать последние единственными эффективными способами участия – неприятно и негибко, если воспроизвести собственное прекрасное выражение Аммаса.
Сложно поверить, что может менять систему и Сильвер Мейкар, многие годы участвовавший в игре, подобно патриотам, а потом, когда изменились его убеждения, должен был неминуемо уйти, теперь снова искренне верит, что, по возвращении, в новой партии все будет по-другому. Я не могу тут найти метафоры из области организации дорожного движения, чтобы адекватно описать легкомысленность такого цикла.
VIK, Мейкар и другие говорят сейчас о выборах в местные самоуправления, но нацеливаются, на самом деле, на парламент. Я писал, скорее, о парламенте, но должен был бы больше хвалить местные избирательные союзы. В них я все же немного надеюсь увидеть изменения. По всей вероятности, крайняя низость критиковать сейчас все, что могло бы низвергнуть нынешнюю власть, особенно в столице, но если бы цель оправдывала средства, сгодился бы и путч с парой небольших выстрелов. Но ведь не годится же.
В качестве предисловия к Фестивалю мнений, который пройдет в Пайде 16 – 17 августа, портал Rus.err.ee в течение недели публикует мнения работников Союза неправительственных организаций EMSL по актуальным темам. Марис Йыгева – новый руководитель EMSL.
Заинтересованные люди, желающие получать информацию о курсах, конкурсах проектов, поездках, мероприятиях и других возможностях активного участия в жизни гражданского общества, могут подписаться на еженедельную русскоязычную рассылку EMSL здесь.