Это вопрос, ответ на который этой осенью стала искать серия дискуссий, озаглавленных #kuidasmekestame. В фокусе инициативы три крупных темы: рождаемость, миграция и трудовая занятость. Что ждет Эстонию во всех этих областях, – разбирался Андрей Лийметс на страницах журнала Hea Kodanik.
Прогнозы не предвещают хорошего. Тогда как население планеты стабильно растет, то при продолжении наметившихся демографических трендов к концу века мы не сможем никого удивить фразой «нас всего лишь 1,3 миллиона». Из этого числа придется отнять чуть больше трети.
С другой стороны, перед глазами всегда стоит пример Исландии – исландцев еще меньше, чем эстоноземельцев, но они, несмотря на это, отлично справляются и вполне заметны на международной арене. И все же, для государства столь быстрое старение и сокращение населения означает большие проблемы. Будь то человек или машина, кто-то должен работать, а также оказывать услуги и поддерживать систему социальной защиты.
Можно сколько угодно повторять, что 20-с-чем-то-летняя бездетная женщина – опасный антиобщественный элемент, но новых эстонцев взять неоткуда. Моложе люди тоже не становятся, а значит, необходимы изменения для всего общества. И изменения не маленькие.
Готовность заниматься этими изменениями начинается с того, что мы соглашаемся с быстрыми переменами в мире вокруг нас и со старания, чтобы понять природу этих изменений, и с умом и необходимой гибкостью подготовиться к ним. Это не значит, что сине-черно-белый флаг нужно убрать в ящик, сауны перестроить в мечети и вообще потушить свет, когда празднование ЭР100 сойдет на нет. Скорее, необходима содержательная дискуссия о том, как справиться в новых реалиях: с меньшим населением, все возрастающей миграцией и изменяющимся рынком труда.