artikkel

Организатор Фестиваля мнений Майу Лауринг: на изменения нужно время

laine
12 Ноя 2018
Фото:

После Фестиваля мнений в этом году в прессе звучали критические нотки и призывы сделать паузу и не проводить мероприятие в следующем году. Андрей Лийметс расспросил Майу Лауринг о настоящем и будущем фестиваля.

Когда я смотрел обратную связь в прессе, то там проскакивали нотки усталости или отсутствия фокуса у фестиваля. Портал Delfi сказал, что они в последние годы не выставляли свою палатку, потому что фестиваль им ничего не дает, а передовица газеты Eesti Päevaleht вообще предлагала сделать паузу. Такая реакция обоснована?

За эти годы накопилось много различной обратной связи. Я думаю, что к настоящему времени мы нашли, для кого мы. Примером нам служил общественно-политический шведский фестиваль Almedalsveckan, который проходит уже 50 лет. Основной мотор этого восьмидневного фестиваля – понимание того, что политики и пресса нуждаются друг в друге. Мне кажется, что в эстонском обществе гражданин – скорее слабая сторона, тогда как народу должна принадлежать высшая власть. У него нет информации или он в замешательстве от ее переизбытка, его не вовлекли, не выслушали, он в отчаянии и не хочет ничего слышать. Мы все больше фокусируемся на нем и взяли за принцип, что Фестиваль мнений предназнчен для гражданина, а не  для партий или прессы, которые, может быть, и не нашли в таком формате нечто подходящее для них.

Часто распространено противопоставление: мнения и реальные дела – т. е. на фестивале только говорят, а надо реально действовать, реформировать и решать проблемы. Переросли ли какие-нибудь дискуссии в нечто большее?

Хороший пример: в 2015 году обсуждалось, как вернуть в Пайде культуру и звучали мечты, что там мог бы быть свой театр. Теперь в Пайде есть репертуарный театр! Была дискуссия на фестивале, несколько энтузиастов сказали «а давайте сделаем!», выяснили, что нужно, с кем сотрудничать и т. д. Но это не результат фестиваля, а смелые поступки конкретных идей.

Что ждет Фестиваль мнений в будущем?

Мы ограничили объем фестиваля, но все же в этом году прошло 160 дискуссий. Необходимо продумать поступившие идеи и обосновать, почему мы отказываем некоторым из них. Мы сотрудничаем активнее с некоторыми участниками, чьи темы мы хотим видеть в большем количестве – в следующем году у нас намечено сотрудничество с организаторами столетия ЭР и Тартуским университетом. Так мы хотим сделать общественные дискуссии более академичными и привлечь к ним ученых. В мире науки часто есть мнение, что нужно держать дистанцию и заниматься исследованиями, а не предложениями.

Другая целевая группа – это предприятия и бизнес. Фестиваль мнений может быть местом, где встречаются различные стороны общества. С третьим и государственным секторами все хорошо, а с бизнесом мы надеемся сотрудничать больше, чтобы понять, какую пользу из фестиваля может извлечь и бизнес. Я хочу, чтобы Фестиваль мнений стал современным примером вовлечения волонтеров и взаимоотношений с партнерами.

 

Интервью целиком было опубликовано в журнале Hea Kodanik.