Вместо дорогостоящего русскоязычного ЭТВ с местными русскими следует говорить при помощи Интернета, пишет медиаэксперт Ильмар Рааг на полосе мнений в Postimees. А русскоязычное ЭТВ, по его мнению, неизбежно окажется в той же весовой категории, что и Tallinna TV.
Еще 5-6 лет назад я твердо верил, что в Эстонии необходим отдельный русскоязычный канал, который предоставлял бы информацию несколько иначе, чем каналы, вещающие из Москвы.
В самой России их ведь зовут «телеопиумом для народа», перефразируя тем самым высказывание Маркса и, с другой стороны, одновременно иронически намекая на телевидение как современную религию.
Если среди российских радио есть «Эхо Москвы», а в Интернете можно читать, например, «Коммерсант», который предлагает отнюдь не только прокремлевскую информацию, то из телеканалов в Эстонии не транслируется ни один, редакционная линия которого допускала бы существенные отклонения от генеральной линии. А для самых широких масс телевидение по-прежнему является важнейшим средством массовой коммуникации.
Сейчас я никоим образом не поддержал бы создание в Эстонии направленного на русских общественно-правового телеканала. И не по идеологическим причинам, а с точки зрения экономической эффективности.
Во-первых, мы уже видели, что то количество денег, которое мы вложили бы в создание такого канала в Эстонии, не смогло бы создать программу, способную конкурировать с российскими каналами. В реальности у нас возникло бы образование, подобное Таллиннскому ТВ, которое несмотря на добрую волю создателей все-таки оставалось бы малоэффективным маргинальным телеканалом.
Во-вторых, активизация российской оппозиции показала, что Интернет может мобилизовать значительное число людей, несмотря на телевизионную контрпропаганду. Среди эстонских русских роль Интернета тоже скорее растет за счет телевидения. Таким образом, в плане эффективности можно было бы предпочесть Интернет.
Само по себе вопрос, существует ли у нас сегодня экономика, которая позволила бы русским журналистам заниматься качественной журналистикой. Я имею в виду ту же проблему, о которой говорят в Америке: Интернет подорвал экономические основы расследовательской журналистики, из-за чего возникли фонды, которые дают отдельные стипендии журналистам, чтобы они не снижали стандарты качества.
Таким образом, даже если я считаю, что мы не должны создавать отдельный русскоязычный телеканал, я не стал бы исключать возможность того, чтобы фонды, действующие в общественных интересах, давали деньги на производство аудио- и видеоконтента в Интернете.
P.S. Предполагаю, что образованный читатель может отличить непосредственное государственное финансирование и общественно-правовое финансирование, а также присущие им идеологии.
Журналист Сулев Валнер пишет в сегодняшнем комментарии в Postimees, что Эстония по-прежнему не добилась успеха в качестве «интегратора» русскоязычного населения, поскольку растет число людей, не интегрированных и поэтому представляющих опасность с кризисных ситуациях. Он отмечает, что вместо планирования стеклянных дворцов государство должно было пять лет назад создать русскоязычный1 канал ЭТВ3. Помимо интеграции, это могло бы способствовать тому, что большая часть столичных избирателей не была бы столь легко манипулируема.