Право на решение вопросов о субсидиях LEADER государство передало вместо бюрократов местным активистам, чтобы те сами распределяли европейские средства. Как сказал руководитель PRIA (Põllumajanduse Registrite ja Informatsiooni Amet — Департамент сельхоз. регистров и информации) по субсидиям LEADER Марек Треуфельдт, в целом эта система работает успешно.
Марек Треуфельдт, как создаются местные рабочие группы, которые принимают решения о субсидиях?
Сейчас у нас есть 26 рабочих групп, в которых представлены самоуправления, предприниматели и недоходные объединения. PRIA не вмешивается непосредственно в формирование групп. Эти рабочие группы составляют стратегии, на основании которых определяют, какие меры необходимы в конкретном регионе. Проекты оценивает созданная рабочей группой оценочная комиссия.
Глядя на перечень субсидий, выданных в рамках LEADER, складывается такое впечатление, что деньги можно получить на приобретение любых вещей и услуг, будь то посуда или моторные сани. Где все-таки проходит грань, после превышения которой деньги на покупку больше не даются?
Можно посмотреть другие наши инвестиционные методы и сравнить их с LEADER. До появления программы LEADER в Эстонии субсидии получало в основном одно и то же общество — требований предъявлялось много: доход от продаж должен был быть такой-то, а отношение задолженности к активам — таким-то.
А когда появился проект LEADER, 75 процентов ходатайствующих составили совершенно новые просители. Теперь субсидии получили и те, кто раньше не подходил ни под какие параметры мер инвестирования. Деньги вышли за определенные рамки. Но вообще-то так и есть: если предприниматель считает, что для развития его экономической деятельности нужно купить посуду, и рабочая группа придерживается того же мнения, то это ходатайство получает поддержку.
Прочитать интервью целиком можно на rus.postimees.ee