artikkel

Микаэль Райхельгауз: мечта об Эстонии

laine
11 Янв 2019
Фото:

Недавно я был в Сауэ и прошел мимо сидевших на лавке двух подвыпивших мужчин. Когда я немного отошел, один из них заметил: «ну, этот точно не здешний!». Я развернулся и поговорил с ними, и хотя отношение изменилось, мне все же подумалось, что в некотором плане мы действительно живем в разных государствах: они живут в эстонской неизбежности. В неизбежности, где завтрашний день лишь приносит все больше грусти и даже пиво в пластиковых бутылках становится все более труднодоступным из-за роста акцизов, – пишет Микаэль Райхельгауз на страницах журнала Hea Kodanik.

Меня же воспитывали люди, у которых была эстонская мечта. Они или их предки приехали сюда, получили образование, выучили эстонский. Мать стала преподавателем, отец – предпринимателем. Были и взлеты, и падения. Оба они всегда мечтали оставить после себя что-то, что сохранится и в будущем: для отца это бизнес, а для мамы – ее ученики. Другая их инвестиция – это три ребенка, с которыми родители активно занимались больше, чем того требовала школьная программа.

Сценарии будущего предрекают эстонскому рынку труда радикальное экономическое расслоение. Двадцать лет спустя у нас будет образованная элита с высокооплачиваемой работой, квартирой в Каламая, айфоном и кофе за три евро. И прекариат, у которого наличие рабочего места зависит от доступности вакансий. Из перечисленных благ у них только айфон, да и тот с поломанным экраном.

Неравенство как таковое не является проблемой, если доходы растут у всех. Проблема берет начало там, где возникают параллельные общества. Если 20% населения Эстонии живет мечтой, а остальные – неизбежностью, то что-то пошло не так. Я мечтаю об Эстонии, где вне зависимости от текущей экономической ситуации внукам этих мужчин из Сауэ не придется сидеть на той же самой скамейке с пивом в руке. Я мечтаю об Эстонии, где молодежь – прилагая разумные усилия – может переместиться из эстонской неизбежности в эстонскую мечту. Но такая Эстония не появится сама по себе.

Осенью я стал давать частные уроки математики. Большинство моих учеников, которые учатся на четверки, едва ли справляются с простейшими задачами. Средний результат узкого госэкзамена по математике – 37,4 балла из ста. Это значит, что ученик не понял и половины. Может, у нас много талантливых гуманитариев? Нет! Средний результат экзамена по эстонскому составляет 60,2 балла – средняя тройка. Чем эти люди смогут заниматься в прекрасном цифровом будущем? Есть у нас и другие проблемы: демография, отношения со здешними русскими и т. д.

В Эстонии сейчас прекрасное время – люди богаче, чем когда бы то ни было прежде. Мы являемся мировыми лидерами по гражданским и экономическим свободам. Нас не коснулся затронувший Восточную Европу кризис демократии. Да, есть проблемы, которыми необходимо безотлагательно заниматься, но мы справимся.

Я слышал от нескольких человек, что они готовы умереть за Эстонию. Это прекрасно, но я меряю патриотизм несколько другими параметрами. Готовы ли вы тратить пару часов в неделю, чтобы сделать что-то полезное для страны или общины? Пожертвовать пару десятков евро, чтобы чья-то жизнь стала лучше? Чтобы быть хорошим гражданином, не нужно ждать шанса совершить подвиг. Достаточно делать повседневную работу немного лучше, чем вчера, общаться со своими детьми на пару часов побольше, больше задумываться о серьезных проблемах. Когда людей действительно будет интересовать образование, демография, экономика и другие большие вопросы – тогда эти темы нельзя будет игнорировать.