В свет вышел зимний номер нашего журнала Hea Kodanik. По случаю юбилея Эстонии мы задались вопросом — а как справиться следующие сто лет? Поэтому в фокусе номера — разработанные ООН цели устойчивого развития. Ниже приводим его русскоязычное резюме.
Каупо Випп: хороший гражданин должен беспокоиться о природной жизненной среде
Стр. 2.
Заимствованный из экологии термин «устойчивость» (sustainability) означает свойство биологических систем сохранять свое многообразие, баланс в развитии и способность к жизни на протяжении неопределенного времени. Это результат рабочего процесса систем разного типа, а не теоретический принцип для создания систем.
В свете быстрого роста т.н. зеленого мышления и с усугублением экологических проблем в 1980-х выражение вошло в широкий обиход. Теперь «устойчивость» превратилась в одно из самых излюбленных выражений для бюрократических и политических текстов. Если изначально выражение использовалось для разговора о проблемах развития человеческого общества (устойчивое развитие), то теперь его стали вставлять в случайный контекст как слово-паразит.
Есть общераспространенная надежда, что нашу устойчивость обеспечит сокращение потребления ресурсов. В то же время, продолжается экспоненциальный рост населения земли: в день прибавляется 230 000 человек, то есть почти 88 миллионов в год. При этом, сложившиеся социальные системы, банки и прочее невозможны без постоянного роста. Конечно, экономический рост нуждается в постоянном росте потребления возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, что исключает устойчивость.
Например, в 2017 г. человечество уже к августу израсходовало все запасы ресурсов, которые можно было бы восстановить за один год (лес, рыба и т.п.). То, сколько хочет потреблять каждый человек, влияет на глобальный след человечества и победителями выйдут не те, у кого больше всего вещей: в условиях экономической глобализации неизбежны столкновения из-за ископаемых, чистой питьевой воды и др.
В сложившейся ситуации реалистично задумывающийся о будущем гражданин не может ставить своей долгосрочной целью сохранение сложившегося жизненного уклада. Нужно организованно прийти к заметно более низкому, но все-таки приемлемому благополучию. В локальных условиях придает надежды сохранившаяся до сих пор в нашей стране природа, чистые грунтовые воды, относительное многообразие видов в лесах, болотах, реках. Так что каждый хороший гражданин должен беспокоиться о том, чтобы мы не разменяли нашу будущую жизненную среду на сомнительные альтернативы.
Лексика: цели в области устойчивого развития
Стр. 8-9
Для кого и для чего они нужны, объясняет руководитель Круглого стола в сфере развития Сигрид Сольник.
В 2015 году почти все страны земного шара договорились о рабочем плане, чтобы при помощи него обновлять и улучшать мир. План включает 17 целей устойчивого развития, которые следует применять как у себя дома, так и вдали. Это значит, что мы обязуемся соблюдать эти цели в Эстонии, помогать «слабым», и не оказывать своей политикой негативного влияния на устойчивое развитие.
Первая цель – ликвидация нищеты, вторая – ликвидация голода, четвертая – обеспечение качественного образования, седьмая занимается доступной и чистой энергией, 12-я сконцентрирована на щадящем производстве и потреблении, номер 13 занимается изменением климата, а 17 – всемирным партнерством. Цели не ограничены лозунгами, а подробнее излагаются в 169 подцелях.
Может показаться, что это далекие от нас дела ООН. Критики говорят, что это красивый визуал, но никто не предпринимает реальных шагов. Другие сомневающиеся говорят, что цели устойчивого развития предполагают большой экономический рост и поэтому невозможно их достичь и они ничего не изменят.
С другой стороны, несмотря на обоснованную критику, План 2030 – необходимые рамки. Прежде всего, это указывающий направление эскиз, а не идеальный прямой путь к решению всех проблем. Я верю, что эти цели придадут структурный контекст многим общественным инициативам и предприятиям с сильной социальной жилкой. Также они служат маяком, который мотивирует страны брать на себя ответственность и демонстрировать результаты.
Цели в области устойчивого развития помогли дать объединяющую различные группы дефиницию термину «устойчивое развитие». Если кто-то попросит вкратце сформулировать, что нужно для устойчивого развития, более справедливого и стабильного мира? Нужно заниматься достижением всех этих 17 целей, причем подход должен быть целостным.
С целями устойчивого развития сопряжен еще один любопытный аспект, о котором в Эстонии особенно не говорят. Целей нужно достичь так, чтобы никто не отстал и все выиграли (англ. “leaving no-one behind“). Как это сделать? Одна из возможностей – опираться при формировании политики на данные, которые различают и определенные показатели, такие как пол, возраст, недуг, национальность и место жительства. Если ты не знаешь, как твои решения влияют на самых слабых членов общества, то невозможно достичь хорошего результата.
По случаю 100-летнего юбилея Эстонии хочется пожелать, чтобы Эстония увидела и свой 200-й юбилей. Это возможно лишь в том случае, если уравновешенное устойчивое развитие станет приоритетом для государства. Цели помогут создать структуру и подтолкнуть в правильном направлении, но поступки все-таки должны делать люди.
Кай Кландорф: необходимо сконцентрироваться на решениях
Стр. 36-39
С января у Союза НКО и фондов Эстонии новый руководитель. Мы задали ей несколько вопросов.
У тебя пестрое прошлое – ты была учителем, дебатером и работала в Институте развития здоровья. Что для тебя связывает все эти вещи?
Миссия. Меня мотивирует, когда я вижу, что моя деятельность приносит реальные результаты – что-то становится лучше, чья-то жизнь становится лучше. Если говорить абстрактно, то я хочу, чтобы всему обществу было бы лучше – поэтому я и работала в разных сферах. Моя работа была сконцентрирована на образовании – я была связана как с формальным образованием, так и с учебой на протяжении всей жизни. В Институте развития здоровья я занималась учебной средой в школах и социальными навыками.
Государство и третий сектор – что надо сделать, чтобы они приносили друг другу больше пользы?
Надо эффективно завершить инициированные государством вещи. Например, нулевая бюрократия — потрясающая идея, но ее реализация должна быть заметной. Глядя на тот объем отчетности, которого требует государство, можно сказать, что она не реализована. Со стороны третьего сектора мы опять приходим к профессионализации. Чтобы быть стратегическим и равным партнером, надо сотрудничать. Третий сектор состоит из очень разных инициатив — не считая квартирных товариществ мы говорим примерно о 15 000 организациях. Нам нужны зонтичные организации и союзы, которые несут общие ценности и побуждают организации становиться равным партнером государству. Мы должны быть открытыми к дискуссии и сотрудничеству. В то же время, мы не должны позволять продавливать решения, которые могут навредить обществу в долгосрочной перспективе. В таких ситуациях надо быть конструктивным и критическим партнером.
Как обстоят дела с вовлечением частного сектора в решение общественных проблем?
Надо думать не только о деньгах. Зачастую люди получают опыт в третьем секторе и уходят реализовывать себя в частный сектор. Я хотела бы, чтобы у профессионалов из бизнеса было бы больше возможностей вкладывать свое время и навыки, если не свои деньги, в гражданские объединения. Надо создавать возможности, чтобы каждая организация могла бы заниматься межсекторальным сотрудничеством. Не только финансово и при помощи пожертвований, но и через обмен навыками и опытом. Надо общаться с людьми – спрашивать: слушай, у меня проблема, может быть у тебя есть идеи, как ее решить? Зачастую слышим ответ, что нет времени, потому что нужно поддерживать жизнь в организации. Но может быть следует тогда подходить к этому, как к инвестиции в обучение – если я сам вношу вклад, чтобы сделать что-то эффективнее, потом останется больше времени, чтобы заниматься устойчивостью организации.
Руководство сказывается на нервах, активисты часто перегорают. Как ты держишь себя в форме?
Я считаю, что на работе должна быть команда, которая поддерживает друг-друга и предупреждает выгорание. Если команда в порядке и знает, что делает, то руководитель стоит двумя ногами на земле. После рабочего дня меня ждет дома терапия с собакой – у меня очень энергичная собака, которая всегда хочет гулять и бегать. Также меня успокаивает природа, люблю по выходным ходить в небольшие походы. К счастью, у меня есть и семья, которая в нужный момент умеет потребовать внимания и сказать: хватит работать, теперь займись чем-то другим.
Номер целиком доступен здесь.