artikkel

Демократия 100: мертва, травмирована или захворала?

laine
27 Ноя 2019
Фото:

В своем эссе для этого выпуска журнала, преимущественно обсуждающего демократию, Алари Раммо пытается диагностировать текущее положение дел и предложить, что же делать дальше.

За последние годы я прочитал десятки книг и статей о демократии. Не рекомендую делать то же самое. По крайней мере, вы можете посмотреть иногда на картинки с котиками, потому что ученые даже не могут договориться об определении. В то же время, картина находится в равновесии: с одной стороны пишут некрологи, с другой говорят о бактериальных напастях или кризисе среднего возраста (который лечится), а кто-то просто считает нынешние проблемы вирусной инфекцией – стоит терпеливо подождать и она пройдет.

Человеческому мозгу присуще думать, что все знакомое лучше, что в старые времена было лучше, каждое новое явление беспрецедентно и несправедливо, и потому следует на всякий случай сопротивляться. Вторая ошибка мышления позволяет вам забыть, что многое из того, что воспринимается как новое, на самом деле каким-то образом уже существовало прежде. Каждое столетие рассматривалось как эпоха бурных перемен, но страх перед неизвестным будущим смягчается, если оглянуться назад и присмотреться к истории.

Афиняне пытались воспрепятствовать становлению популистов или тиранов простым образом: когда кто-то становился слишком популярным, можно было устроить голосование и изгнать из города на десять лет. В какой-то момент, конечно, эта, казалось бы, заманчивая прямая демократия сошла на нет, потому что этим методом стали злоупотреблять и пытались совершить перевороты. Даже современные примеры прямой демократии кажутся контрпродуктивными для их цели, так как они плохо сказываются на демократии и благосостоянии людей. 

Такие вещи как права женщин, право на образование или универсальные избирательные права появились примерно сто лет назад. Мы можем говорить об индивидуальных свободах под названием «права человека» в течение 60 лет, когда общие гуманистические ценности были согласованы как в ООН, так и в европейских странах. С 1950-х годов и до сегодняшнего дня многие группы, которые подвергались дискриминации, требовали и расширяли свои закрепленные права, что, возможно, привело к ответным мерам со стороны некоторых других групп.

Ни один из прочитанных мною авторов не предлагает уверенных решений, лишь немного говоря о гражданском образовании. Дескать, надо больше объяснять. Согласен, но не в виде бесконечных пресс-релизов и рекламных кампаний. Сперва нужно приучить людей слушать друг друга, и признавать в собеседнике человека, даже если нам не нравятся какие-то его особенности. На то, чтобы привыкнуть к свободам, и по-настоящему начать спокойно и взвешенно обсуждать важные вопросы, нам потребуется сильно больше 100 лет.

Эссе целиком и другие материалы можно прочитать в осеннем номере журнала Hea Kodanik за 2019 г.