Uudised

Интервью: "Зачем (тебе) все это нужно?"

laine uudised-laine
30 Окт 2011

При гражданском объединении «Сделаем – Моя Эстония» постоянно действуют десять мастерских, каждая из которых объединяет людей, работающих над решением какой-то определенной проблемы.

Руководитель одной из них, Мастерской сотрудничества, Александр Вальдманн, расскажет о проекте, который у них недавно закончился, а также о том, что это за мастерская, как она работает и т.п.

Что привело тебя в движение «Сделаем!»?

Сначала я просто пришел с другом за компанию на уборку мусора в 2008 году. На второй год, когда та же команда предложила вместе подумать «как нам сделать страну лучше», я уже пошел, не раздумывая. И тема меня волновала и еще с прошлого раза понравилось, как эта команда работает, насколько слаженно и продумано они все это делали. А после мозгового штурма, когда уже начал активно думать с позиции: а как именно это изменить? – было уже не остановиться. Потому, что когда ты начал уже что-то делать, что-то в тебе заводится и не дает успокоиться, заставляя продолжать. Тут самое главное, чтобы внутри перещелкнул тумблер и ты перешел от простого, так свойственного многим, недовольства ситуацией, от желания чтобы что-то изменить и критики, к делу.  А всему остальному научишься по ходу дела.

Вообще, такие мероприятия, на первый взгляд очень простые, они становятся для людей дверьми в гражданскую активность. Если ты уже начал что-то делать, тебе уже трудно остановиться и постепенно ты оказываешься вовлечен, а там и дорастаешь до нужного уровня.

Как ты воспринимал «Сделаем!» сначала и как теперь?

Восприятие сильно не изменилось. Единственное, что сначала мне казалось, что там в «Teeme ära!» какие-то особенные люди. Смелые-умелые, все знают и все могут… Я им по-хорошему завидовал и думал, что я-то точно так не смогу. Но прошло время и очень многое из этого я уже сам умею. Что называется, «набрался». 

Назови проекты, к которым ты уже "приложился". Если бы не было твоего интереса к этой области, что не было бы сделано?

Ну, кроме уборки, я участвовал, как уже говорил, в мозговом штурме. Я ввел свои идеи на разные темы, как и предлагалось, в банк идей, а после того, как прошло много времени, но ничего так и не произошло, я понял, что нужно действовать самому. Совпали события. Через полгода были выборы, когда Центристская партия получила много голосов, все испугались и начали говорить, что с русскими надо разговаривать, а кроме того, газеты процитировали слова Райнера Нылвака, что темой следующей акции может стать примирение эстонцев и русских. Я понял – сейчас или никогда – и написал их команде, что так, мол, и так, я ждал появления мастерской, которая занималась бы улучшением отношений между эстонцами и русскими, но не дождался, и если они собираются таким делом заняться, то я хотел бы этому помочь. Они ответили, что в планах сделать такую мастерскую у них было, но не было человека, который бы взялся это «тянуть» и спросили, не хочу ли я это сделать? Я считал, что, еще не готов, но согласился. По принципу: кто, если не мы? И вот с тех пор «тяну».

Кроме того участвовал в посадке деревьев в Ласнамяэ и на третий год, уже в команде организаторов, готовил акцию «Сделаем!» – День полезных дел. Но, в принципе, кроме этого занимаюсь только Мастерской.

Ты занимаешься этим уже два года… Что тебя сподвигло на это и что тобой движет сейчас?

Тема эта – отношения эстонцев и русских – меня волновала всегда, потому, что близка. Я сам наполовину, по отцу, эстонец, вырос в эстонском городе, но при этом ходил в русскую школу, все друзья были русские и так далее. Я все время об этом думал. А продолжаю делать, естественно, потому, что проблема-то все еще не решена.

Какую цель ты для себя поставил и почему?

Ну, сначала цель звучала просто – изменить отношения между русскими и эстонцами в лучшую сторону. Но чем больше занимаешься чем-то, тем больше узнаешь, как действительно обстоит дело и поэтому цель меняется. Сейчас мы стоим перед необходимостью создания новой стратегии действий и поэтому цель, наверняка, еще раз изменится, но уже понятно, что проблема эта является частью большей проблемы и решать их нужно в комплексе. Сейчас уже цель выглядит прмерно так: построить в Эстонии общество, которое ощущало бы себя единым целым и работало бы как единый организм, в котором каждый его член, независимо от национальности, пола, возраста, профессии, вероисповедания, политической принадлежности и других качеств, был бы востребован и задействован. То есть, чтобы и общество ценило каждого своего члена, и он сам в свою очередь, тоже был бы заинтересован в процветании общества и работал бы на это.

Как устроена ваша организация, как вы работаете?

У нас есть несколько десятков человек в рассылке и определенное количество более активных участников. Люди предлагают свои идеи и если те соответствуют нашим целям и методам, мы пробуем их воплотить. Кроме этого, естественно, продумываем действия сами.

Приведи пример каких-нибудь проектов

Ну, задумок было, естественно, гораздо больше, чем успели воплотить. Из воплощенных стоит отметить проект «Поделись культурой» и Школу лидеров.

Проект «Поделись культурой» был задуман так, что русские и эстонцы посещают вместе какое-то мероприятие, представляющее собой, так скажем, часть русской или эстонской культуры или помогает понять один из наших народов, почему он именно таков, какой есть, и затем обсуждают это. Мы ходили в театр NO99 на спектакль «Маргарита и мастер» (именно так) и после этого общались между собой и с актерами, игравшими в нем. Мы успели провести только одно такое посещение, потому, что сразу после этого начался проект «Школа лидеров», но скоро продолжим его снова.
 
«Школа лидеров» — это проект, который был предназначен помочь русскоязычным людям, которых волнуют какие-то проблемы и кто хотел бы изменить в окружающей жизни что-то к лучшему, но кому не хватает для этого знаний, опыта и уверенности в себе. Все это мы и постарались им дать за полгода. Около сорока опытных в области гражданской активности людей приходили и учили чему-то или делились опытом. Плюс, была возможность опробовать это на практике в различных организациях или проектах. Кто-то сразу начал делать что-то свое.

Перечислять темы, которые мы за это время затрагивали, долго, поэтому я просто скажу, что мы постарались подготовить людей так, чтобы они свою неудовлетворенность положением дел могли превратить в действия. Продумав, начав и закончив проект, привлекая к этому людей и внимание общества. И через какое-то время они такими и будут, все это дело практики.

Как родилась идея проекта "Школа лидеров" и насколько он удался?

Ну, родился он в ходе обсуждения совсем другой темы. Было высказана мысль, что не хватает русскоязычных лидеров и что их надо «выращивать». Что они нужны и обществу и гражданским объединениям, тому же объединению «Сделаем!». Идея всем понравилась и мы с несколькими людьми несколько раз встретившись за пару недель ее продумали и написали проект на удачно подвернувшийся конкурс, который проводил Европейский Союз, эстонское Министерство культуры и Фонд Интеграции и Миграции, и который как раз был направлен на увеличение гражданской активности.

Это, кстати, хороший пример, того, что можно придти к нам со своей идеей, и если она соответствует нашим целям, то есть помогает общинам лучше узнать и понять друг друга, налаживать между ними связи, контакты и сотрудничество, то она может быть воплощена.

А удался он вполне хорошо. Естественно, хотелось еще лучше, потому, что в ходе осуществления мы начинали понимать, как это можно было сделать лучше, но, вообще, он дал результат именно тот, какой и планировался и на который рассчитывали. Люди изменили свое отношение, стали более смелыми и активными, у них родилось много идей или они начали уже решать проблемы, которые их волновали раньше. И при этом они еще продолжают между собой контактировать и встречаться. Сейчас мы даем последние консультации и, может быть, через какое-то время сделаем аналогичный проект снова.

Сколько лет участникам и трудно ли было их найти? Где искали?

От 20-ти до 58 лет, но большинство молодых. Я специально не вычислял, но по ощущению средний восраст был 28 лет. Нет, не очень трудно. Программа обещала быть интересной. Искали, естественно, во всех местах, нам доступных. В социальных сетях, через радио, через знакомых… Радио нам прислало девушку, живущую в Калласте, на берегу Чудского озера, которая к нам приезжала каждый раз на занятия за 200 км. Кроме того, использовали списки рассылки известных нам дружественных организаций, личные связи.

С какими основными проблемами они сталкивались, что им было труднее всего по твоим наблюдениям?

Хотя я лично писал программу с себя, зная, насколько обычный человек не знает, как действительно дело обстоит, что как делается и где искать помощь, все равно было трудно до конца понять, чего каждый конкретный человек не понимает или не знает, если он не может этого сказать. И, конечно, уверенность в себе, точнее в своих силах, что ты сможешь что-то сделать. Но мы постарались и объяснить и показать, причем вживую, устроив людям очную встречу с такими, до поры до времени бывшими тоже "обычными", людьми, которые рассказывали как они начинали, как преодолевали трудности и развивались. На большинство, похоже, это подействовало. Для остальных, я думаю, это тоже дело времени, нужно дозреть.

Самой главной проблемой было, конечно, то, что люди не знали порядок действий, если хочешь чего-то добиться. Большинство барьеров, которые, как русскому человеку кажется, стоят в Эстонии у него на пути, иллюзорны. Но чем больше человек до этого был убежден в обратном, тем труднее ему было понять, воспринять правильный порядок действий и то, как можно что-то сделать. Но для этого программа задумана и была, чтобы показать эти пути, объяснить, где искать помощь и разрушить мифы. Один участник, который по обстоятельствам смог принимать участие только вначале и конце программы и примкнул вновь уже на последнем семинаре, сказал нам: «я же не политик, чтобы повлиять на ситуацию!».

С какими идеями люди пришли, с какими ушли?

Если говорить о конкретно темах, то тем было большое множество; всех, правда, почему-то практически не интересовали ситуация в мире и политика. Не знаю, с чем это связано, скорее всего они просто заранее для себя решили, что ничего не смогут с этим сделать. Идеи у кого-то остались те же, с которыми они пришли, они их начали или продолжили развивать, кто-то нашел новые, но, в общем-то, идеи меняются, потому, что по мере того, как узнаешь ситуацию, которую хочешь менять, она не может не измениться, трансформироваться, потому, что понимаешь, что что-то не будет работать и нужно иное. Я сам это на себе испытывал много раз, от каких-то идей просто приходится отказываться. Хотя сначала может быть жалко, но приходят новые, лучшие.

Что ты для себя вынес за все время своей деятельности в мастерской? Чему научился?

Вот это хороший вопрос, тут можно очень долго перечислять и я могу только посоветовать тому, кто хочет себя реализовать и кого при этом еще волнуют какие-то проблемы в обществе, вокруг себя, заняться какой-нибудь деятельностью в некоммерческом секторе. Пусть вас не останавливает то, что вы многого пока не знаете и нет опыта. Возможностей для обучения этому много и многое из этого бесплатно. А всему остальному научитесь в процессе.

Во-первых, это прочистило мне мозги – общаясь со многими разными людьми, я узнал «как вещи делаются» и как на самом деле обстоит дело в той или иной области. Еще более расширился кругозор. Развенчались многие мифы. Сильно поменялось представление о том, как нужно действовать. Улучшились организаторские способности, я научился гораздо лучше писать, формулировать свои мысли, говорить, стал заметно увереннее в себе, улучшил умение общаться и появилось очень много знакомых, причем именно хороших людей. Вообще приобрел много новых навыков и эти навыки, вместе с возможностями, о которых становишься осведомлен и со всем вышеперечисленным, расширяют твои возможности и положительно влияют не только конкретно на твою деятельность как гражданина, но и вообще на всю остальную жизнь, выводят ее на другой уровень.

Насколько это вообще трудно обычному человеку, поставив такую большую цель, начать что-то изменять?

Не так трудно, как может показаться. Возможностей в обществе и государстве для поддержки гражданской активности хватает. Скорее не хватает деятелей. К тому же, есть много людей, которые которые что-то делают и им нужны единомышленники – скорее всего, той же проблемой, что и вы, озабочены и многие другие, стоит просто поискать. Если не знаете, где искать, обратитесь хотя бы к команде «Сделаем!», у них лучше обзор и большая сеть контактов, они вас как-то сориентируют. Или к нам.

Скорее нужно просто решиться и начать. Ведь если для какой-то деятельности вам не будет хватать знаний или опыта и времени на их получения уже не будет, всегда можно найти партнеров, обладающих ими. Даже наоборот, именно так и делается, всего не может знать никто, а с партнерами и результат будет лучше. К тому же, как я и сказал, есть инструменты помогающие людям, занимающимися подобной деятельностью, они как раз и нужны, чтобы не оставить вас одних.

Ты поставил целью изменить отношения между эстонцами и русскими, веришь ли ты, что это возможно? Какой вообще прогресс возможен в этой области?

Верю, конечно, иначе бы я за этого не делал. Даже наоборот, чем дольше я этим занимаюсь, тем оптимистичнее смотрю на это. В очень многих областях есть упущения и то, что можно сделать, и, скорее, не хватает людей, которые бы это делали, чем проблема нерешаема. Плюс, многие проблемы просто требуют комплексного решения, нужно работать в нескольких областях сразу и объединять людей из этих многих областей. Все это нужно просто делать.

Вообще, "невозможность" чего-то, она, как правило, навязана нам теми, кто сам не делает ничего, не пробовал делать и, мало того, как правило даже вопрос-то серьезно не изучал. Всегда можно тут и там что-то сделать. Только это требует подготовки, приложения мозгов, сил и времени. И результат, соответственно, появляется не сразу и поэтому для таких людей не настолько впечатляющ, как если все это делать на словах. У вечных критиков на словах все получается очень легко, но в жизни чаще всего так не работает. А самое плохое, что таких людей большинство, поэтому такое мнение преобладает. Это такая всемирная мафия, которая портит жизнь остальным. У людей опускаются руки.

Невозможность чего-то в большинстве случаев сильно преувеличена и с таким общепринятым отношением нужно бороться, оно мешает нам жить и улучшать то, как мы живем.

Не кажется ли тебе, что ты борешься с ветряными мельницами? Где твои единомышленники, есть ли план с целями и критериями достижения?

Не кажется. Единомышленники есть везде, их нужно только искать и собирать. Они разбросаны по разным возрастам, национальностям, профессиям, и сводить с обеих сторон адекватных, хороших людей ради общей цели, это как раз один из способов, которыми мы добиваемся своего. План действий, естественно, есть, но он меняется, по мере того, как лучше разбираешься в ситуации. Новый на подходе. Присоеднияйтесь к нам 12 ноября, когда мы собираемся для того, чтобы разработать новую стратегию действий.

Что тебе помогает в твоей деятельности?

Хороший вопрос. С одной стороны, осознание того, что то, что я делаю, нужно сделать; а с другой стороны, сколько себя помню, я очень сильно не хотел, чтобы в конце жизни мне пришлось жалеть, что я ничего в своей жизни не сделал такого, чего сам считал бы стоящим. К тому же, вся моя деятельность последних лет научила меня, что все можно сделать, нужно просто не сдаваться, тогда все получается. А для того, чтоб не сдаваться, нужно всего лишь научиться не отчаиваться и все время продолжать делать свое дело. Так что у меня нет другого выбора, как мочь.

Как ты можешь охарактеризовать происходящее в нашей стране? Ты читаешь газеты, смотришь ТВ, общаешься с людьми и приходишь к каким-то конкретным выводам. Что это за выводы?

Выводы вполне себе положительные. Несмотря на то, что многие думают наоборот, я вижу, что не все так плохо, и, наоборот, потихоньку все идет в лучшую сторону, несмотря на все имеющиеся недостатки. Тем более, что ведь вряд ли где-то есть страна без недостатков? В стране много людей, которые верят в положительное будущее для нашей страны и работают на это. В основном это, конечно, эстонская часть – им легче, они воспринимают страну своей. Но я хочу, чтобы и с русскоязычной частью было тоже самое, безо всяких оговорок и оглядок на прошлое. Этот малозадействованный потенциал обязательно нужно задействовать, от этого выиграет и общество и эти люди сами.

Что в планах в дальнейшем?
 
В планах, естественно, продолжать. Больше изучать ситуацию, то как реально обстоит дело, подключать специалистов в своем деле. Разработаем новую стратегию, с учетом накопившихся знаний и будем продолжать, привлекая еще больший круг людей из разных областей, готовых работать на эту цель. Я думаю, что много чего можно изменить в лучшую сторону, нужно только это делать.

 

Спасибо и удачи!

 

Вопросы задавала Татьяна Лаврова