Uudised

Урмо Кюбар: закрытый мир ворошиловых и енукидзе

laine uudised-laine
8 Авг 2013

Кто читал переписку прежних большевиков (или, как я, слышал о ней по радио от Давида Всевиова), удивляется, как даже при общении между собой, люди могли использовать выражения, которые скорее можно было ожидать от передовицы газеты «Правда».

Например, едет в начале 1930-х годов будущий маршал Ворошилов на дачу в Сочи и чувствует потребность поделиться впечатлениями с товарищем Енукидзе. И что он пишет? Пишет о том, как осознал, как безгранична его родина и как его восхитили грандиозные достижения пролетариата, увиденные им через окно поезда. Конечно, достойно восхищения достижение, что простые русские люди выжили вопреки обстоятельствам тех лет, но способность партийной верхушки не замечать сопутствующих этому страданий и жертв вызывает ужас.   

Слишком легким и дешевым приемом было бы перевести теперь разговор на некоторых ведущих эстонских политиков, кто, описывая происходящее в своих владениях, пользуется нисколько не более скромными оборотами. Но не будем. Во-первых, я не знаю, как они общаются между собой, и есть надежда, что звучащее на партийных конгрессах – это просто их видение того, какого отчета от них ждут. Во-вторых,  ну чужда такая склонность к пустословию и на моем собственном дворе, в свободной обстановке.   

Я не имею здесь в виду совершенно дурацкие  чиновничьи бумаги, хотя и в этом случае сложно поверить, что кто-то ожидает именно такую лексику (путешествуя на прошлой неделе по Кывермаа, прочитал на вывеске, что то, что мне казалось симпатичной смотровой башней на болоте, на самом деле было «IIэтапом строительства инфраструктуры для направления посещений»). Но часто слышишь, как свободные (неправительственные) организации) «декламируют» перед совершенно нормальными людьми, что цель их проекта – «повысить осведомленность/сознательность, улучшить диалог, внести вклад в развитие жизнеспособности местной общины, привлекая для этого разные стороны» и т. д., и т. п.  И действительно, так они о своей работе и думают!

Говоря о том, как люди могли бы лучше сказать свое слово в политике, в течение многих лет чиновники видели решение в том, что неправительственные организации, собирающие и представляющие эти мнения людей, должны лучше уяснить для себя суть и этапы законотворчества, научиться читать законопроекты и пояснительные записки и затем к обозначенному сроку представлять свои точно сформулированные предложения о поправках. Примерно так, как это делают другие министерства в ходе этапа согласования.

И ежу понятно, что знания никогда не помешают, и неправительственные объединения старались, насколько возможно, изучать и эту сферу. Исследование «Praxis», проведенное несколько лет назад, показывает, что ситуация с привлечением населения к участию в общественных процессах  в Эстонии улучшилась, и что самой большой шаг тут сделан именно неправительственными организациями. К сожалению, этому развитию сопутствует опасность, что в какой-то момент эти самые неправительственные объединения станут более понятны чиновникам, чем тем, кого они должны бы представлять.

Таким образом, реальный пробный камень вовлечения(а не вызов, как сказали бы люди, свободно владеющие канцелярским языком) — это то, насколько вовлекающий, опрашивающий умеет общаться с теми, кто думает, и поэтому зачастую говорит что-то отличное от его точки зрения. В основном, таким образом выясняются вещи, о которых мы еще не знаем, а ведь желание услышать что-то новое должно бы быть главной причиной вопроса. Как  автолюбителю приходится на городских улицах подстраиваться под пешехода, потому что каждый шофер был раньше пешеходом, а не непременно наоборот, так же и чиновнику следует в своей работе подлаживаться под людей.

Проблемой является то, что по своей природе мы все меньше сталкиваемся с людьми, отличными от нас. Пока возможно, ворошиловы и енукидзе живут в своем мире и там отлично понимают друг друга. Наши друзья, как правило, думают так же, как мы, поэтому мы наверное и дружим с ними. Коллеги занимаются тем же, чем и мы, имеют схожую подготовку, на предприятиях с более пестрой «компанией» синие и белые воротнички находятся на разных этажах и для них устраиваются отдельные мероприятия. На примере Таллина можно очень хорошо описать, какие люди живут в Каламая, какие в Нымме, а какие в Ласнамяэ. Даже в школах и детских садах состав детей становится все более однородным.  

Интернет, который мог бы расширить границы общения, зачастую еще больше усугубляет «капсулирование», замкнутось групп: в одном месте «тусят» друг с другом те, кому нравятся Хельм и Пуллеритс, в другом поддакивают друг другу те, по мнению которых, названные господам следовало бы отдохнуть.

Но решение или хотя бы шаг в эту сторону не представляют собой непреодолимой сложности. Для этого просто нужно осознанно создавать для себя возможности встречаться с другими мнениями, другим образом мысли; читать и тех авторов, который видят вещи не так, как мы, обдумывать их аргументы, связываться и объяснять свою точку зрения; будучи чиновником сотрудничать с неправительственными организациями в их деятельности и, например, поехать в следующие выходные в Пайде на фестиваль мнений.

* * *

В качестве предисловия к фестивалю мнений, который пройдет в Пайде 16 – 17 августа новостной портал ERRбудет в течение двух недель публиковать мнения работников союза неправительственных организаций EMSLпо актуальным темам. Урмо Кюбар занимается в EMSLтемами  вовлечения и внутренней демократии неправительственных объединений.

Заинтересованные люди, желающие получать информацию о курсах, конкурсах проектов, поездках, мероприятиях и других возможностях активного участия в жизни гражданского общества, могут подписаться на еженедельную русскоязычную рассылку EMSL  здесь.