artikkel

Чего ждать от нового правительства?

laine
27 Янв 2021
Фото:

Как партии и обещали в ходе коалиционных переговоров, коалиционный договор (эст., рус.) скорее лаконичен и связан с действиями по выходу из кризиса, потому что долги велики, и времени на что-то еще особенно не остается. Несколько вещей пообещали и гражданскому обществу.

Коалиционные партнеры намерены исходить из следующих принципов:

  • Мы выступаем за перспективную политическую культуру, которая с почтением относится ко всем группам в обществе и уважает государственное управление, основанное на духе нашей конституции. 
  • Эстония — замечательное небольшое государство, которое поддерживает всех людей и их желание реализовать себя и вносить свой вклад в развитие Эстонии.
  • Мы исходим из общих интересов государства и народа Эстонии, а также принципов справедливости и закона. Эстония — правовое государство, в котором все процессы принятия социальных решений максимально прозрачны.
  • Мы считаем важным сокращать социальное, экономическое и региональное неравенство и способствовать укреплению здоровья и благополучия каждого человека.
  • Мы выступаем за права всего народа Эстонии, включая права меньшинств, и уважаем неприкосновенность частной жизни.
  • В центре внимания внешней политики и политики безопасности Эстонии является членство в Европейском союзе, НАТО и Организации Объединенных Наций, а также активное представление интересов Эстонии в международных организациях и в двусторонних отношениях.
  • Мы продолжим играть активную роль в достижении климатических целей Европейского союза и работать над тем, чтобы использовать различные фонды ЕС для скорейшего проведения зеленой и цифровой революций, которые коснутся каждого жителя и каждого региона Эстонии.
  • Мы считаем важным иметь открытое, основанное на фактах информационное пространство и среду для дискуссий, доступную для всех групп общества на равной основе. Центральную роль во всестороннем информировании жителей Эстонии играет независимая журналистика.

Более конкретно к сфере деятельности общественных объединений относятся обещания, которые включены в последнюю главу, посвященную государственному управлению:

  • Государственное управление должно быть открытым, честным, ответственным и поддерживать инновации. Все принимаемые государством финансовые решения и меры поддержки должны быть прозрачными, основанными на равном обращении, иметь четкую целенаправленность.
  • Мы поощряем использование критериев инновационности, экологической безопасности и социальной значимости, а также качества при организации тендеров.
  • Для повышения научной обоснованности формируемой политики и деятельности государственного сектора мы будем привлекать университеты и экспертов в соответствующей области.
  • Мы модернизируем план государственной реформы и продолжим его реализацию, сокращая бюрократию и общие административные сроки.
  • При принятии решений, касающихся третьего сектора, мы увеличим вовреченность его представительских организаций и осведомленность людей в области права.
  • Готовность взять на себя роль гражданина подкрепляется адекватным гражданским образованием, которое мы будем развивать в сотрудничестве с университетами. Мы будем поддерживать общественную инициативу, вовлечение волонтеров, предпринимательство и сотрудничество.

Таким образом, по-прежнему обещают привнести ясность в сфере финансирования; социальную инновацию, в т.ч. в тендерах; вовлечение и сокращение бюрократии, что было среди наших ожиданий в 2019 году.

Не обещают более благоприятной налоговой политики, о которой мы просили и которая позволила бы лучше вовлекать частные средства, скорее идея опять упоминается в главе политики в сфере культуры, как и в прошлый раз:

  • Акселератор культурных проектов – мы создадим модель финансирования, которая позволит культурным учреждениям в различных сферах сделать рывок в развитии и привлечь частное финансирование.

Несколько расплывчатыми кажутся обещания, касающиеся открытых данных, но что-то в них есть:

  • Мы поддержим инновации при помощи законодательства. Мы создадим основу для внедрения искусственного интеллекта и беспилотных транспортных средств в государственном секторе и подтолкнем государственный сектор к обмену открытыми данными с частным сектором.
  • Мы проанализируем актуальность законодательной базы для сбора данных и баз данных, включая вопросы, связанные с улучшением перекрестного использования баз данных.

Несколько неожиданное и уже нашедшее отклик обещание содержится в главе, посвященной борьбе с коррупцией: 

  • Мы считаем важным повысить подотчетность и прозрачность политически ориентированных фондов и некоммерческих объединений.

Ни то чтобы мы были в целом против прозрачности в вопросах адвокации, но Алари написал о некоторых аспектах того, почему публикация данных о финансировании может быть сложной и даже опасной. В коалиционном соглашении также выразили поддержку дальнейшему развитию государственной среды для совместного творчества.

В любом случае, грядут изменения в управлении всей сферой, потому что больше не будет должности министра по делам народонаселения, которая с нуля выстраивалась за последние два года. Возможно, это опять подходящий момент, чтобы задуматься: может быть программа гражданского общества должна отойти министру государственного управления (Яак Ааб) наряду с остальным государственным управлением и региональной политикой?

Если у кого-то есть идеи, то ждем их по адресу alari@heakodanik.ee